Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/praktika/oho-ho-ho.ru/wp-content/plugins/wordpress-ping-optimizer/cbnet-ping-optimizer.php on line 533

О чувствах и порывах столетней давности

О чувствах и порывах столетней давности

Еще две книги я перечитал и все больше понимаю, как изменилось мое отношение и к героям и к их поступках.
Эти две книги «Нетерпение сердца» Цвейга и «Поединок» Куприна оказались на удивление очень похожи – и там и там – два совсем молодых офицера в самом начале службы один в австрийской (Антон Гофмиллер «Нетерпение сердца»), другой — в русской (Ромашов «Поединок) армиях. Одно время -канун первой мировой войны) – прошло чуть больше ста лет. И практически одни те же обстоятельства их жизни, которые привели к гибели одного из них и к бесцельному существованию под гнетом чувства вины другого.
И я сделал один обобщающий вывод о причинах трагедий человеческих судеб начала прошлого века. Этот вывод я приведу в конце этой моей записи.
Но сначала кратко о содержании, о своем отношении к героям и две небольшие ключевые вырезки из фильмов, которые я все-таки нашел на youtube.
«Нетерпение сердца». Помню свою юношескую реакцию – трусливый герой, который оказался не способным ответить на чувства, влюбленной девушки. И помнил еще эпиграф к этой книге о двух видах сострадания – деятельном и пассивном. И все. Теперь же понимание стало, если можно так выразиться, более глубоким. Антон – человек, сострадание которого было действительно настоящим и искренним. Но он был еще очень молод и страх, того, что над ним будут смеяться, что в его действиях будут видеть корысть (Эдит – девушка-инвалид была единственной дочерью и наследницей самого богатого человека в округе, который для её счастья готов был пожертвовать всем). Мне почему то сейчас трудно представить молодого человека, который отказался бы от перспективы за счет любящей его девушки, обеспечить свое будущее и сделать блестящую карьеру.*
Но у Антона уже зарождалось более глубокое чувство, чем сострадание и тут для его неопытной души пришло новое испытание – тщеславие, которого он не выдержал. Меня просто шокировала часть романа, в которой описывается его состояние во время ужина, когда происходит их с Эдит помолвка
Цитирую целиком Та как состояние молодого человека описана очень шикарно:
«В тот вечер я был Бог (отрывок из «Нетерпения сердца»)»

показать

В тот вечер я был бог. Я сотворил мир и увидел, что в нем все хорошо и справедливо. Я сотворил человека, лоб его был чист, как утро, а в глазах радугой светилось счастье. Я покрыл столы изобилием и богатством, я взрастил плоды, даровал еду и питье. Свидетели щедрот моих громоздились передо мной, словно жертвы на алтаре, они покоились в блестящих сосудах и больших корзинах, сверкало вино, пестрели фрукты, заманчиво сладостные в нежные. Я зажег свет в покоях и свет в душе человеческой. Люстра солнцем зажгла стаканы, камчатная скатерть белела, как снег, — и я с гордостью ощущал, что люди полюбили свет, источником которого был я; и я принимал их любовь и опьянялся ею. Они угощали меня вином — и я пил до дна, потчевали плодами и разными кушаньями — и дары их веселили мое сердце. Они дарили меня благодарностью и преклонением — и я принимал их восторги, как принимал еду и питье, как принимал все их жертвоприношения.
В тот вечер я был бог. Но не взирал равнодушно с высокого трона на дело рук своих; доброжелательный и ласковый, сидел я посреди своих творений и сквозь серебряную дымку облаков смутно различал их лица. По левую руку сидел старец; великий свет доброты, что струился от меня, разгладил морщины на его лбу и прогнал тени, омрачавшие его глаза; я избавил его от смерти, он говорил голосом воскресшего и с благодарностью приобщался к великому чуду, свершенному над ним. По правую руку сидела девушка, когда то она была больной, обреченной на неподвижность, истерзанной мыслями о недуге. Теперь свет исцеления озарял ее. Дыхание моих губ унесло ее из ада страхов в райские кущи любви, и кольцо ее, как утренняя звезда, сверкало на моем пальце. А против нее сидела другая девушка и тоже светилась благодарной улыбкой, ибо я придал красоту ее лицу и благоухающему сумраку ее волос над светлым лбом. И всех я одарил и возвысил чудом своего присутствия, и у всех мерцал в глазах зажженный мною свет, и, когда они смотрели друг на друга, мое отражение озаряло блеском их взгляд. И когда они разговаривали друг с другом — Я, и только Я, был смыслом их слов; и, даже когда мы молчали, их мысли были полны мною. Ибо Я, и только Я, был началом, основой и причиной их счастья; восхваляя друг друга, они хвалили меня, а возлюбив друг друга, они любили меня, творца их любви. А я сидел посреди, радуясь делу рук своих, и чувствовал, как хорошо быть добрым с созданиями своими. И, полный великодушия, я вместе с вином и едой поглощал их любовь и их счастье.
В тот вечер я был бог. Я усмирил бурные воды тревоги и прогнал тьму из сердец. Но и свой страх я тоже прогнал, и моя душа обрела покой, как никогда в жизни. День начал клониться к вечеру, и я, вставая из за стола, почувствовал тихую грусть, известную грусть бога на седьмой день творения, когда дело уже сделано, — и моя грусть тотчас отразилась на их помрачневших лицах. Настал миг прощания. Все мы были страшно взволнованы, словно сознавали, что подошло к концу нечто единственное и неповторимое, редкие блаженные часы, которые никогда не возвращаются, как не возвращаются облака. Мне самому — впервые за все время — стало страшно покинуть девушку. Как влюбленный, я все оттягивал и оттягивал минуту разлуки с той, которая меня любила. Как было бы хорошо, подумалось мне, еще немножко посидеть возле ее постели, поглаживая нежную робкую руку и глядя, как свет счастья снова и снова озаряет ее лицо улыбкой. Но было уже поздно. Я торопливо обнял ее и поцеловал в губы. Я почувствовал, как она задержала дыхание, словно желая навеки остановить этот миг. Потом я пошел к двери, и отец провожал меня. Последний взгляд, последние слова прощания, и вот уже я покидаю этот дом и иду, свободный и уверенный, как идет человек после плодотворного труда, после свершенного подвига.

скрыть

И вот в этом своем состоянии он собирается уже покинуть это гостеприимный дом, но … … Эдит, в своем чувстве выходит его провожать и делает невозможное – она делает к нему свои первые шаги. Это наверное было бы чудо, которое смогло сделать его и её счастливыми на всю жизнь. Но тщеславие такая штука: она с иллюзорной высоты низвергает в реальность, которая представляется в самых черных тонах. Страх за свое будущее, мгновенное замешательство и испуг: и Антон убегает, чтобы уже не вернуться.
Вот вырезанный сюжет из фильма.

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=Nrlw4WRvnDw[/embedyt]

В смятении он все глубже погружается в своем падение – врет друзьям, отказывается от невесты и уже на грани самоубийства бежит из полка. Но проходит смятение и чувства офицера ведут его обратно. Но слишком поздно – война все перемешивает и трагедия, которая должна была случиться – случается. Чуда не происходит…

«Поединок», как реальность российской армии начала прошлого века выглядит более мрачно и беспросветно. Правда чувства главного героя к Александре более явно выражены, но она замужем и имеет свою цель в жизни, места в которой Ромашову нет. И эта линия все-таки не была главной в повести Куприна. Главное – сама личность Ромашова, человека, который может любить, чувствовать, сопереживать со своим собственным представлением добра и зла. Но мощная машина под названием «Русская армия начала XX века» ломает его, делает невозможными все его порывы. В отдаленном гарнизоне Ромашов обречен скатываться в алкоголь, дешевые связи, скуку, ежедневную тупую муштру… Для него только Александра – свет.
Опять обстоятельства и тоже испытание для героя, которые он все-таки кажется, что преодолевает и готов расстаться с армией. Но уже другим обстоятельствам под видом женщины, под именем «Александра» Ромашов противостоять не может, и погибает.
Если раньше я смотрел на Александру глазами Ромашова и винил её мужа, который обманул её и застрелил Ромашова, нарушив свои обещания. То сейчас мне кажется, что сама женщина пошла на обман, чтобы обезопасить карьеру своего мужа. Как же она теперь будет жить с этим? Все это Куприн оставил домысливать нас – читателей. И Александра у каждого разная
В этом эпизоде фильма – обман Александры (или ее мужа) и гибель Ромашова

[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=ymoHTGaSJDY[/embedyt]

Но вот. А теперь об обобщающем выводе, о котором я предупреждал в начале записи.
Трагедия и Антона и Ромашова обусловлена тем, что они не смогли прислушаться к своим чувствам и противостоять общественному мнению. Устройство их натуры не вписывалось в общепринятые нормы. У ребят были душевные качества, но не было сил духовных. В их жизни не было Бога

• Интересен вопрос: как много людей могут сейчас в нашей среде представить себе молодого человека 20 лет, который откажется от перспективы жениться на молодой, богатой девушке. Папа, которой обещает своими связями обеспечить карьеру и скоро отбыть в лучший мир Учитывая, что девушка инвалид на всю жизнь.

[more=Комментарий gortenziy — 2.08.2013 — 10:42:] а ведь я тоже когда то читала «Нетерпение серца»…..не уверена , что хочу снова перечитать и изменить свое мнение.. думаю все в свое время: 20-ти летние пусть будут поняты и оценены такими же… Мне теперь с высоты моих 45-ти многое кажется другим и по другому воспринемается… У меня трое детей, двум уже за 20…Младшей 15…. Так интересно наблюдать в них себя в том возрасте_ местами наивны, верят в справедливость, честность, верность и прочее… Жизнь куда более многогранна и разноцветна….Полна нюансов… И только прожитые годы и полученый опыт помогают любить жизнь и не осуждать людей за их , как нам в молодости казалось- не честные, предательские и прочие поступки… [/more][more=Комментарий Сержант Охо-хо-хо — 2.08.2013 — 12:07:] [QUOTE=gortenziy,11:42 02/08/2013,jc14236.98170.1631022]20-ти летние пусть будут поняты и оценены такими же…[/QUOTE] Я так думаю, что я в первый раз просто оценил, а в этот раз — еще и понял. 🙂 Наверное повзрослел.
[QUOTE=gortenziy,11:42 02/08/2013,jc14236.98170.1631022]И только прожитые годы и полученый опыт помогают любить жизнь и не осуждать людей за их , как нам в молодости казалось- не честные, предательские и прочие поступки…[/QUOTE] Подписываюсь Но только с небольшой поправкой — при условии если годы и жизненный опыт действительно научили бы…. [/more][more=Комментарий Palitra — 3.08.2013 — 17:41:] а я щас толстого читаю. по новому. и получаю удовольствие.
после вот шагов что ли или еще чего не знаю.
интересно читать просто о человеке. я понял, что не надо писать со смыслом. так же искать смысла в жизни. смысл в жизни. так же как человек и его жизнь и есть смысл.
именно жизнь человека в его предрассудках, в его метаниях между злом и добром и есть вся прелесть. прелесть в том, что он может заблуждаться или в том, что он под властью чувств, обстоятельств, в слабости его. то есть мне нравится описательность и констатация. и не надо искать смысла, логического или иного обоснования действий или мыслей. во всем человеческом и есть красота человека, божий отпечаток. в вечном присутствии в нем добра и зла. в противоречии его себе, миру и чему угодно.
до этого только недавно дошел. человек во всем своем многообразии.
поэтому мне нравится сейчас соцерзание.
то есть в трагедии, в отсутствии бога или еще чего, в неспособности осознании или подавления чувств и есть вся соль и смысл. имхо кнешно.
меня бог создал совсем придурошным и это моя придурь и есть самое человеческое. [/more][more=Комментарий Сержант Охо-хо-хо — 4.08.2013 — 09:24:] [QUOTE=Palitra,18:41 03/08/2013,jc14236.98170.1631703]а я щас толстого читаю. по новому. и получаю удовольствие.[/QUOTE] Я тоже начал читать. Но только с «Утра помещика» и «Поликуши» Очень тягостное впечатление они у меня оставили своей беспросветностью. И отложил Толстого. Но в планах 🙂
А в остальном — кто бы сомневался? Описательная часть мне тоже интересна. Вот Джек Лондона (предыдущая запись), как писатель с технической стороны очень даже слабый, но ведь зачитываются все — вот что значит -человек вкладывает в свое слово всю свою любовь к людям и душу
И судьбы героев и их метания можно проецировать (так и пытаюсь делать) на свою жизнь и свои чувства. И вывод последний как раз об этом: что бы со мной было бы если бы Бог не вошел в мою жизнь?
[/more][more=Комментарий Palitra — 4.08.2013 — 12:51:] у толстого недавно читал :казаки и всякие рассказы про кавказ. ну и еще там мелкие всякие рассказы. не знаю, для меня как поэзия:-). и ваще как-то читал онегина. спустя дцать лет. ну просто музыка чайковского:-).
вообще знаешь вот нить идет: чацкий, онегин, печорин, болконский, ну и в др. рассказах толстого этот герой есть. ведь многое похоже на нас.
тихонов все переживал, что болконского не так сыграл. и он прав. болконский же совсем другой. вот в евросериале он похож на себя немного.
сегодня отца сергия опять почитал. здорово. может кнешно, скажу с апломбом и глупо, но я стал все это понимать только вот в программе. а так все повехность только видел. а щас читаю и такая глубина у толстого.
вот хаджи-мурат. он ведь щас почти запрещен.
почему? это очень интересная точка зрения на все с той стороны. ну что мы несем на кавказ? сейчас? то же самое, что и тогда. вранье, ложь, воровство, безидейность, коррупцию. безбожие. так на это смотрят оттудова.
я это очень явственно понял, когда был в эмиратах лет десять назад. ведь для меня мусульманский мир воспринимался как нечто непонятное и враждебное даже.
как то зашел в кафешку ихнюю. а там сидят такие очень доброжелательные и развитые люди. видно, что довольно духовные и показывают телевидение американское. а там сиськи-жвачка, кока-кола. я бы более резко сказал. короче, гениталии одни. и они говорят мне: вот что вы нам несете. и что мы должны быть в восторге?
и у толстого это есть. в ходжимурате и казаках.
а казаки так вообще мне очень близко.
у меня родственники казаки. только наши якутские. очень набожные, духовные люди. они живут у нас в саха триста лет. очень такой здоровый народ. я бы сказал чистый.
и я вижу как они относятся ко всему этому. к времени, к новым людям и пр.
по идее, нам всем, россиянам, русским покаяться надо. перед богом, самим собой и другими. нам надо дома Бога вернуть. и жить по божьи.
глядишь, и к нам отношение поменяется, а также наше само отношение к себе. [/more]

Пока нет комментариев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *